Великомученица Параскева Пятница
Великомученица Параскева родилась в городе Иконии в Малой Азии. Родители ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева).
Девочка рано осиротела. Достигнув совершеннолетнего возраста, Параскева приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников.
В 300 году пришел в город военачальник императора Диоклетиана, которому было поручено истребить христиан. Параскева отказалась принести жертву идолам, и за это была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и едва живую бросили в темницу. Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Наконец ей отсекли мечом голову. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим. Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Частица мощей великомученицы пребывает и в нашем храме.
Святитель Николай Чудотворец Мирликийский
Будущий святитель Николай родился в семье глубоко верующих Феофана и Нонны, долго не имеющих детей в городе Патары Ликийской области (южное побережье Малоазийского полуострова). После усердных молитв и обета посвятить ребенка Богу, на свет появился Николай. Буквально с самого рождения он начал проявлять свои чудесные таланты окружающим. На своем крещении, новорождённый без чьей-либо поддержки простоял около трех часов в купели. Надо сказать, что болезненная Нонна после рождения сына исцелилась — так благотворно сказалось на здоровье матери рождение ее младенца, ставшего впоследствии великим почитаемым святым. С малых лет Николай с удивительным рвением изучал Божественное Писание и мог подолгу не выходить за пределы храма, усердно молясь. Приняв сан священника в очень молодом возрасте, он поражал своей глубокой мудростью паству. Очень скоро о Николае узнали далеко за пределами родной Ликийской области, многие хотели получить его благословение. Он говорил речи, достойные опытного и мудрого старца, пребывал в постоянных трудах и молитвах, помогал нищим и голодным.
В житие описывается случай, когда нищий, имеющий трех дочерей, чтобы не умереть с голода, задумал продать своих дочерей в публичный дом. Об этом узнал Николай и ночью положил ему на крыльцо небольшой мешочек золота, чем отвел беду от всей семьи, спасши не только от голодной смерти, а и бессмертные души от большого греха.
Множество чудес сотворил святитель Николай – спасал от голода целые города, вызволял из темницы несправедливо осужденных, примирял врагов, исцелял тяжело больных молитвами, спасал тонущих в море. Став епископом Мир Ликийских, он оставался великим подвижником, любящим людей, до самой кончины своей, а заключенный в темницу во время гонений на христиан, поддерживал их и вдохновлял. Святитель Николай дожил до глубокой старости, а его тело после смерти осталось нетленным. Его святые мощи по сей день хранятся в Италии, в городе Бари. Кроме того, частица святых чудотворных мощей хранится в нашем храме.
Преподобный Арсений Каппадокийский
Маленький Феодор появился на свет около 1840 г. в Фарасах (Каппадокия), родители не были богатыми, но обладали добродетельными качествами характера. Отца звали Елевферием, он работал простым учителем, матушка носила имя Варвары. Феодор и его кровный брат Власий рано потеряли родителей, опекуном стала тетя, также жившая в Фарасах.
Еще в детстве будущий святитель проявил интерес к духовной жизни и монашеству. Власий же, повзрослев, стал учителем музыки, в своих сочинениях он прославлял Господа.
Окончив обучение, в 26 лет он поселился в обители города Флавиады, здесь Феодор принял постриг и получил духовное имя Арсения (мужественный). Однако святитель недолго был в уединении, вскоре митрополит рукоположил его во диакона и благословил на обучение грамоте детей из бедных семей. Арсений прибыл на родину и с большим воодушевлением стал исполнять свой учительский долг, но это приходилось делать втайне, так как туркам были ненавистны христиане.
Еще не достигнув 30-летнего возраста, преподобный получил сан архимандрита. Он устремился проповедовать христианское учение. Вскоре турки сменили гнев на милость и уважение, когда святой Арсений показал им, что силою Господа умеет управлять стихией. Спустя время в родных для него местах появились протестанты, которые могли осквернить православное учение и посеять семена сомнений в здешнем народе. Однако и эти люди спустя время пришли к отцу Арсению и стали просить прощения.
Чтобы отвести от себя излишнюю любовь, Арсений юродствовал и часто совершал странные поступки и всегда твердил, что чудеса совершает лишь Бог.
Сегодня частица его святых чудотворных мощей хранится в храме Минской иконы Божьей Матери.
Преподобный Георгий Хозевит
Георгий Хозевит родился на острове Кипре. По смерти родителей он отправился в Палестину на поклонение святым местам. Здесь он поступил в иноческую Хузивитскую общину, находившуюся между рекой Иордан и Иерусалимом, настоятелем которой он стал впоследствии. Преподобный Георгий подавал монахам образец пощения, бдения и телесных подвигов. Пожив на земле, словно бесплотный, он мирно скончался. Сегодня частица его святых мощей пребывает в нашем храме.
Великомученик Димитрий Солунский
Родители, тайные христиане, крестили Димитрия и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере. Императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий – христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и при ликовании озверевшей толпы сбрасывал их на копья воинов.
Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить как победителя, но вместо этого его казнили как христианина.
По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324–337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. С VII века при раке святого Дначало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. Великое число исцелений происходит у его святых мощей, частица которых пребывает и в храме Минской иконы Божьей Матери в Смолевичах.
Святая блаженная Матрона Московская
Родилась блаженная Матрона в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда Тульской губернии. Родители ее были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей. Матрона была младшей.
Девочка родилась слепой, но Господь дал ей духовное зрение. С семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. Много людей приходило к Матроне со своими болезнями и скорбями. Имея предстательство пред Богом, она помогала многим.
На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. До конца дней своих она была «сидячей», но никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога. В 1925 году Матрона переехала в Москву, в которой прожила до конца своих дней. В этом огромном столичном городе было множество несчастных, потерянных, отпавших от веры, духовно больных людей с отравленным сознанием. Живя около трех десятилетий в Москве, она совершала то духовно-молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели и привело ко спасению. Это был новый период ее подвижнической жизни. Она становится бездомной странницей, скитаясь по домикам, квартирам, подвалам.
Много раз Матрону хотели арестовать. Однажды пришел милиционер забирать Матрону, а она ему и говорит: «Иди, иди скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Он послушался. Поехал домой, а у него жена от керогаза обгорела. Но он успел довезти ее до больницы.
До последних дней жизни она исповедовалась и причащалась у приходивших к ней священников. 2 мая 1952 года святая старица почила. Еще перед смертью блаженная сказала: «Все, все! Приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». Сегодня мощи святой находятся в Покровском женском монастыре в г. Москва, частица святых мощей Матронушки пребывает и в нашем храме.
Святая праведная София Слуцкая
Святая праведная София Слуцкая родилась 1 мая 1585 года и была единственной дочерью Слуцкого князя Юрия Юрьевича от брака с Барбарою дочерью Николая Кишки. В младенчестве потеряла родителей. Осиротев, София стала самой богатой невестой в Речи Посполитой.
Опекунство над ней взяли Ходкевичи, родственники по материнской линии. Поначалу девочку опекал Юрий Ходкевич, забравший её в Вильну. В Вильно София обращается к православной вере, к святым книгам, подолгу беседует со священниками.
В 1594 году Юрий Ходкевич, находившийся в денежном долгу у Радзивиллов, с целью избавления от долгов, договорился отдать одиннадцатилетнюю Софью замуж по достижении ею совершеннолетия за Януша Радзивилла, князя Несвижского, сына Виленского воеводы князя Христофора Радзивилла. Бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось 1 октября 1600 года по православному обряду в одном из соборов Бреста. В этот день праздновался Покров Божией Матери. Как благочестивая и законопослушная жена княгиня София записывает в Новогрудском суде на мужа (по своей смерти) все свои земли и состояния.
Трудна была жизнь сироты у Ходкевичей, не стала легче она и в замужестве. Во всех печалях своих княжна, а затем княгиня София находила утешение только в молитве.
Но пришло горе, затмившее собой все личные скорби: церковная уния с Римом, объявленная в западнорусских землях в 1596 году. В период заключения унии Слуцк принадлежал княгине Софии. Именно она и стала защитницей православных святынь, охранительницей народа от униатского насилия. Софья также убедила своего мужа выхлопотать у короля Польши грамоту, которая запрещала принуждать её подданных к унии. Кроме юридической защиты православия, княгиня София всегда заботилась о материальном обеспечении монастырей, церквей.
Немало горя выпало на долю Софии: в младенчестве умерли двое ее детей, сама же княгиня София умерла от родов мертворожденной дочери, в возрасте 26 лет.
Нетленные останки княгини Слуцкой ныне почивают открыто в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска, частица нетленных мощей пребывает и в нашем храме.
Молятся ей об исцелении головных болей, болезней младенцев и прочих недугов.
Преподобная Манефа Гомельская
1 апреля 1918 года в деревне Севруки под Гомелем в семье Владимира и Гликерии Скопичевых родилась дочь, которую нарекли Марией в честь пустынницы Марии Египетской. Однако девочка оказалась пораженной тяжелой и неизлечимой болезнью — церебральным параличом. Но Мария не пала духом. Как могла, она помогала родителям по хозяйству, научилась превосходно кроить и шить одежду. С ранних лет чуткая душа ребенка уловила смысл человеческого существования на земле: нести свой жизненный крест с терпением, покорностью, любовью к Господу и ко всем окружающим людям. Вскоре Мария поступает в число сестер Ченковского женского монастыря в честь Тихвинской иконы Божией Матери, принимает постриг. С этого момента всю горячность своего сердца подчинила воле Божией.
Промыслом Божиим, свой монашеский подвиг матушка Манефа несла в миру. Её доброта притягивала к ней страждущих односельчан и людей из дальних мест. Советы монахини были просты и действенны. Главный и постоянный ее совет — возгревать в себе молитву, покаяние и милосердие.
Подвижница веры и благочестия мирно почила 25 февраля 1984 года, оставив о себе многочисленные свидетельства знавших ее православных людей. 11 августа 2006 года святые мощи схимонахини Манефы были обретены нетленными и находятся в Свято-Петропавловском соборе г. Гомеля. Частица этих мощей также пребывает в храме Минской иконы Божьей Матери в Смолевичах.
Святитель Спиридон Тримифунтский
Святитель Спиридон родился в конце III века на острове Кипре. С детских лет святой Спиридон пас овец, чистой и Богоугодной жизнью подражал ветхозаветным праведникам. В зрелом возрасте святой Спиридон стал отцом семейства. Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники — пищу и отдых. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил будущего святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов.
После смерти жены святой Спиридон был избран епископом города Тримифунта. Во время продолжительной засухи и голода на Кипре, по молитве святителя Спиридона, пошли дожди, и бедствие прекратилось. Завистники оклеветали одного из друзей святителя, и тот был заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни. Святой поспешил на помощь, путь ему преградил многоводный поток. Вспомнив, как перешел разлившийся Иордан Иисус Навин, святитель с твердой верой во Всемогущество Божие вознес молитву, и поток расступился. Вместе со спутниками, невольными очевидцами чуда, святитель Спиридон перешел посуху на другой берег. Предупрежденный о происшедшем, судья встретил святителя с почетом и отпустил невиновного.
Как епископ, святой Спиридон являл пастве пример добродетельной жизни и трудолюбия: пас овец, убирал хлеб. Он чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности Священного Писания. В 325 году святитель Спиридон участвовал в I Вселенском Соборе в Никее. Здесь святитель Спиридон так объяснил арианам исповедуемое православными единство Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы: святой взял в руки кирпич и стиснул его — вверх мгновенно метнулся огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Вот три стихии, а кирпич один,— сказал святитель Спиридон.— Так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».
Около 348 года во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. Погребли его в храме в честь святых апостолов в г. Тримифунте. В середине VII века мощи святителя перенесены в Константинополь, а в 1453 году — на остров Керкира в Ионическом. Здесь и поныне находятся святые мощи святителя Спиридона в храме его имени. Мощи сохраняются неповрежденными; даже кожный покров этого угодника Божия сохраняет свою мягкость. Частица нетленных мощей этого святого есть и в нашем храме.
Святитель Филарет Московский
Филарет Московский родился в 1782 году 26 декабря в Коломне, в семье священника Михаила Дроздова. В миру ему было дано имя Василий. Родители мальчика происходили из потомственного духовенства, что и предопределило судьбу Василия.
В 1791 году он был зачислен в Коломенскую духовную семинарию. Ввиду серьезных успехов парня, проявленных во время учебы, его назначают старшим над больницей семинарии, тогда же ему доверили вести проповеди. На талантливого студента обратил внимание митрополит Платон (Левшин), который оказал немалое влияние на дальнейшую жизнь будущего святителя.
Когда обучение было окончено, Василия назначили на место учителя поэзии в семинарии. В свою очередь, святитель Платон доверил ему проповедование в лавре. Несмотря на активную и добросовестную работу, молодой учитель не утрачивал своей молитвенности. Мирские дела тяготили его душу. Видя это, митрополит Платон склонял Василия к принятию пострига, и вскоре он принял монашество — Василия нарекли Филаретом, в честь Филарета Милостивого. После этого, спустя пять дней, Платон посвятил его в иеродиакона.
Свою монашескую жизнь Филарет намеревался оставаться в Троице-Сергиевой лавре. Но в государстве прошла волна преобразования духовных учебных заведений. В результате в Петербург были вызваны самые талантливые преподаватели из разных школ всех регионов. И Филарет отправился в северную столицу. Но при этом не оставлял святитель и проповедническую работу. О Филарете заговорили, как о новом светиле.
Филарет стал автором знаменитого Христианского Катехизиса, он проявлял неподдельную заботу о тех, кто по заблуждению или насильственно были отлучены от Православия. Кроме того, он сыграл ключевую роль в воссоединении униатов с РПЦ. Не без усилий со стороны митрополита проходило переубеждение приверженцев старообрядческого движения, которое раскололо духовную жизнь русского народа.
Филарет также стал автором Манифеста об освобождении крестьян от крепостного права, написание которого ему доверил царь.
До самой смерти митрополит проводил богослужения, заканчивая каждый раз службу проповедью. Филарет скончался 19 ноября 1867 года. Сегодня его мощи перенесли в храм Христа Спасителя в Москве, где они почивают и ныне. Частица святых мощей по милости Божией пребывает и в нашем храме.
Святой Апостол Андрей Первозванный
Апостола Андрея Первозванного считают первым проповедником Христовой веры наших земель, поэтому перед его иконой молятся о защите Отечества.
Господь проходил, как написано в Евангелие, мимо Галилейского озера, увидел братьев и сказал им: «Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним».
Апостола Андрея назвали Первозванным — он первым последовал за Христом. В Евангелие сказано, что именно апостол Андрей показал на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбами, которые потом Иисус Христос умножил и ими были накормлены несколько тысяч человек.
Святой апостол Андрей был со Спасителем в течение всей Его земной жизни, на Тайной вечере, при встречах с Господом после Его Воскресения, видел Вознесение Господне и на него тоже сошел Святой Дух на Пятидесятницу.
После Пятидесятницы апостолы по жребию определили страны, в которых они должны были проповедовать христианскую веру. Апостолу Андрею досталось нести Евангелие народам на побережье Черного моря и далее на север, к скифам.
Много чудес, исцелений и даже воскрешений из мертвых совершилось по молитвам Андрея Первозванного в разных краях и городах. Большое количество людей перешло в христианскую веру после этих чудес и проповедей апостола Андрея.
Через некоторое время, как раз во времена начала гонений на христиан, Андрей возвратился в Рим, а затем оказался на греческом полуострове Пелопоннес, где стал защищать, рискую жизнью, Христову веру перед римским наместником Эгеатом. Он считал, что совсем неправильно поклоняться тому, кто умер позорной смертью на кресте. Не понимал, почему он сам «мертв» и зачем ему необходимо было спасаться и обретать свою душу. В конце концов, споря, Эгеат пригрозил Андрею крестной смертью, такой же, какою принял ее Иисус Христос.
Как и Учитель, апостол Андрей не испугался угроз, его посадили в темницу, где он стал ожидать казнь. А затем два дня висел в мучениях апостол Андрей на косом кресте в форме буквы Х, продолжая проповеди людям и призывая их к вере и смирению. Приняв мученическую смерть, примерно в 70-х годах первого века, Андрей первозванный отошел ко Господу. В храме Минской иконы Божьей Матери постоянно пребывает частица святых мощей апостола.
Святой Апостол Тимофей
Святой Тимофей родился в городе Листры в малоазийской провинции Ликаония. Его отец был язычником, а мать – принявшей Христа еврейкой по имени Евника. Мать и бабка святого Тимофея, которую звали Лоида, воспитали его в благочестии и любви к Священному Писанию. Обеих женщин обратил святой апостол Павел во время своего первого пребывания в Листрах.
Придя вновь в этот город несколькими годами позже, апостол увидел, что юный Тимофей исполнен божественного рвения и восхищения теми подвигами и страданиями, которые апостолу пришлось претерпеть за имя Христово. По совету христиан из Листр и из Икония, святой Павел крестил Тимофея, возложил на него руки и сделал своим любимым учеником и помощником в трудах. Кроткий и сдержанный, святой Тимофей был примером послушания и смирения. При этом он являл неустанное усердие в проповеди, как добрый воин Иисуса Христа.
Когда апостол Павел в очередной раз отправился в Иерусалим, чтобы принести плоды своих трудов, собранные во всех Церквах, и отдать их в помощь христианам святого града, святой Тимофей также был его спутником. Он присутствовал при взятии апостола под стражу и последовал за ним в Кесарию и в Рим, где апостол был в первый раз заключен в тюрьму. После освобождения апостол присоединился к святому Тимофею на Востоке и затем поставилего во главе Ефесской Церкви. Второе послание к Тимофею апостол Павел отправил из Рима, ожидая смерти в тюрьме. Он призывал верного ученика прийти к нему и присутствовать при последних минутах его жизни. Тогда святой Тимофей был задержан, но вскоре отпущен на свободу. После кончины апостола Тимофей вернулся в свою епархию.
Однажды ефесские язычники готовились к одному из нечестивых празднеств в честь Диониса, которые всегда оканчивались оргиями и преступлениями. Святой Тимофей попытался вмешаться и вразумить их. Тогда эти люди, уподобившись разъяренным зверям, набросились на него и осыпали ударами. Ученики едва успели вывести святого из толпы и полуживого перенесли на одну из окрестных гор, где он вскоре отошел ко Господу.
Сегодня святые мощи апостола пребывают в итальянском городе Термоли. По великой милости Божьей в храме Минской иконы Богоматери также хранится частица мощей апостола Тимофея.
Святой Великомученик Георгий Победоносец
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, он выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, Георгий сделался любимцем императора Диоклитиана, который был фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклитиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где терпеливо переносил страшные муки. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности – называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему. Частица святых нетленных мощей пребывает и в нашем храме Минской иконы Божьей Матери.
Великомученик и целитель Пантелеимон
Святой великомученик и целитель Пантелеимон родился в Вифинии (Малая Азия) в городе Никомидия в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном. Мать воспитывала мальчика в христианской вере, но рано окончила свою земную жизнь. Тогда отец отдал Пантолеона в языческую школу, а затем обучал его медицинскому искусству, а затем стал придворным врачом императора Максимилиана.
В это время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 тысяч христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел благообразного юношу и прозорливо провидел в нем избранный сосуд благодати Божией. Однажды пресвитер позвал Пантолеона к себе и начал с ним беседу, во время которой изложил ему основные истины христианской веры. С этих пор Пантолеон стал ежедневно заходить к священномученику Ермолаю и с наслаждением слушал то, что открывал ему Божий служитель о Сладчайшем Иисусе Христе.
Однажды, возвращаясь от учителя, юноша увидел лежавшего на дороге мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая извивалась тут же рядом. Исполнившись сострадания и жалости, Пантолеон стал просить Господа о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет христианином и примет Святое Крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах удивленного Пантолеона. И после этого чуда святой Ермолай крестил юношу.
После смерти отца святой Пантолеон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он лечил всех обращавшихся к нему, посещал в темницах узников и при этом исцелял страждущих не столько медицинскими средствами, сколько призыванием Господа Иисуса Христа. Это вызвало зависть, и врачи донесли императору, что святой Пантолеон христианин и лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но Пантелеимон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного. Максимиан приказал казнить исцеленного, а святого Пантолеона предал жесточайшим мукам, а в завершении приказал отрубить великомученику голову. Когда один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким как воск и не нанес раны. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора. Тело святого, брошенное в костер, осталось неповрежденным. Честные мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру. Частица святых мощей великомученика хранится по милости Божией и в нашем храме.
Святой мученик Трифон
Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии – Фригии, неподалеку от города Апамеи в селении Кампсада. С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Однажды жители его родного села были спасены им от голода: святой Трифон силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана.
Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы – веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их. Когда на царский престол вступил император Декий, жестокий гонитель христиан, эпарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям. Все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона. Наконец, он был осужден на усечение мечом. Перед казнью святой мученик молился, благодаря Бога, подкрепившего его в страданиях, и испросил у Господа особую благодать тем, кто будет призывать его имя на помощь. Прежде, чем воины занесли меч над головой святого мученика, он предал душу свою в руки Божии. Это событие произошло в городе Никее в 250 году.
Святое тело мученика христиане обвили чистыми пеленами и хотели предать погребению в городе Никее, в котором он пострадал, но святой Трифон в видении повелел перенести его тело на свою родину в селение Кампсаду. Это и было исполнено.
Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим. Мученику Трифону особо молятся об исцелении от телесных недугов, в болезненном состоянии, в случаях порчи плодов, во время голода. Каждый из нас может обратиться к святому со своей проблемой или бедой, ведь частица чудотворных мощей мученика Трифона пребывают в нашем храме.
Святой Праведный Лазарь Четверодневный
Был родом из Вифании близ Иерусалима, брат Марии и Марфы. Во время Своей жизни Господь любил их и часто посещал их дом в Вифании, называя Лазаря Своим друГОм. После преждевременной смерти Лазаря, пролив слезы над его гробом, Господь, как Всесильный, воскресил его из мертвых, когда Лазарь уже четыре дня лежал во гробе и уже смердел.
После своего воскрешения святой Лазарь удалился на остров Кипр, так как первосвященники положили убить его, где впоследствии был поставлен епископом. По преданию, Лазарь, будучи епископом, удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее руками. После чудесного воскресения святой Лазарь жил еще 30 лет, сохраняя строгое воздержание, и скончался на острове Кипре. Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Византийский император Лев Мудрый (886–911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя праведного Лазаря. Благодатная возможность прикоснуться к святыне имеют прихожане и гости нашего храма — частица мощей Лазаря пребывает в храме Минской иконы Божьей Матери г. Смолевичи.
Священномученик Вонифатий
Святой мученик Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и закончить грешную жизнь покаянием. Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздействием умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем.
Приехав в Киликию, в город Тарс, Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий по влечению своего сострадательного сердца бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Тогда судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий ответил: «Я христианин», – а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: били так, что мясо отпадало от костей, вонзали иглы под ногти, наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим. Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни, а затем устремились к языческому капищу, чтобы низвергнуть идолов. На следующее утро, когда волнения несколько затихли, судья распорядился бросить святого мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом. Из раны истекли кровь и молоко; видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа.
Между тем спутники святого Вонифатия привезли в Рим лишь останки мученика. Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида построила на месте погребения храм во имя святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим всё свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Уникальная возможность приложиться к святым чудотворным мощам мученика за веру Христову Вонифатия есть и у прихожан и гостей нашего храма, так как их частичка пребывает в приходе.
Священномученик Константин Жданов
Константин Жданов родился 22 марта 1875 года в местечке Старо-Шарковщина Дисненского уезда Виленской губернии в семье священника. Личный пример отца, иерея Димитрия, оказал особое влияние на формирование нравственных качеств Константина. Забывая о себе, отец Димитрий спешил к больным и умирающим для того, чтобы поисповедовать и причастить их Святых Христовых Таин. Милосердствуя о меньшей братии Христовой, он устроил в Старо-Шарковщине приют для бедных, в котором всегда могли найти для себя убежище нищие и странники.
В девятнадцатилетнем возрасте, будучи учащимся Литовской духовной семинарии, Константин пережил смерть матери. Впоследствии он потерял отца. Тогда на его плечи легла забота о младших, еще несовершеннолетних братьях и сестрах. В 1900 году Константин Дмитриевич женился на дочери служащего, Анне Степановне, и был рукоположен во диакона, а затем – во священника. Семейная жизнь батюшки продолжалась совсем недолго: через два года после рождения сына, в возрасте двадцати семи лет, матушка Анна преставилась ко Господу. С этих пор отец Константин стал еще усерднее трудиться на благо Матери-Церкви. Сохранились документальные свидетельства о том, что отец Константин устраивал приюты для детей-сирот. Неимущих он старался снабдить всем необходимым, не брал платы за исполнение треб. Венцом деятельности отца Константина на ниве Христовой стала постройка Шарковщинской Свято-Успенской церкви.
Свой мученический подвиг иерей Константин совершил в 1919 году, когда силы зла в нашем Отечестве восстали с особенной яростью на служителей Божиих. Батюшка был задержан большевиками. Узнав об аресте своего пастыря, прихожане пытались спасти его: просили отпустить, предлагали выкуп. Однако их усилия оказались тщетными. Власти решили расстрелять священника, но, опасаясь народного возмущения, отправили его в Дисну. 29 апреля 1919 года неподалеку от этого города отец Константин был замучен. Частица нетленных мощей мученика за веру Христову пребывает и в нашем храме.
Священномученик Харалампий
Святой Харалампий, епископ фессалийского города Магнезии (северо-восточная область Греции), успешно распространял веру во Христа Спасителя. Весть о его проповеди дошла до правителя области Лукиана и военачальника Лукия, по распоряжению которого святой был схвачен и приведен на суд, где твердо исповедал веру во Христа и отказался принести жертву идолам. Несмотря на преклонный возраст епископа (ему было уже 113 лет), его подвергли чудовищным истязаниям. Видя терпение старца и полное его незлобие, два воина – Порфирий и Ваптос открыто исповедали Христа, за что тотчас же были усечены мечом.
Разгневанный Лукий сам схватил орудия пыток и стал терзать священномученика, но внезапно у него, как отсеченные мечом, отнялись руки. Пришедший к месту казни правитель плюнул в лицо святого, и тотчас голова его оказалась повернутой назад. Тогда Лукий стал умолять святого о пощаде, и по его молитве оба мучителя тут же получили исцеление. Лукиан донес о случившемся императору Септимию Северу, и тот распорядился привести святого Харалампия к себе, что было исполнено с невиданной жестокостью: священномученика влачили, привязав веревку к бороде.
Император приказал мучить епископа еще сильнее, и его стали палить огнем. Но Сила Божия помогала святому, и он остался невредим. Кроме того, по его молитве стали совершаться чудеса: воскрес умерший юноша, исцелился бесноватый, мучимый бесом 35 лет, так что народ во множестве стал исповедовать Христа Спасителя. Во Христа уверовала даже дочь императора Галина. Император осудил Харалампия на усечение мечом. Во время своей последней молитвы святой удостоился видеть Самого Спасителя и просил Его даровать тому месту, где будут почивать его мощи, мир, плодородие, а людям – прощение грехов и спасение. Господь обещал исполнить прошение и восшел на небеса, унося с Собой душу священномученика Харалампия, который принял, по милости Божией, мирную кончину до казни. Дочь императора – блаженная Галина погребла тело мученика с великой честью. Частица святых нетленных мощей священномученика пребывает в нашем храме.
Священномученица Иустиния
В 3 веке в царствование римского императора Декия жил в Антиохии языческий мудрец, знаменитый волхвователь Киприан. Он умилостивил жертвами самого князя тьмы, отдал ему во власть всего себя, и тот дал ему в услужение полк бесов и обещал поставить князем по исхождении из тела. Многие обращались к нему в своих нуждах, и он помогал им бесовской силой. Обратился к нему однажды юноша по имени Аглаид, сын богатых и знатных родителей. Однажды увидел он девушку Иустинию и поразился ее красотой, и стал с тех пор искать ее расположения и любви, она же отвечала ему отказом: «Жених мой – Христос; Ему я служу и ради Него храню мою чистоту».
Вооружившись тайными знаниями и призвав на помощь нечистых духов, Киприан три раза посылал их соблазнить Иустинию. Они внушали ей дурные мысли, разжигали в ней плотскую страсть, искушали льстивыми и лукавыми речами, но девушка побеждала их постом, молитвой и крестным знамением, и, посрамленные и устрашенные крестом Господним, они бежали с позором. Вознегодовал тогда Киприан и стал мстить Иустинии за свой позор. Он наслал мор и язвы на дом Иустинии и на весь город, как некогда диавол на праведного Иова. Она же усердно молилась, и бесовское наваждение прекратилось. После такой перемены люди стали прославлять Христа, а Киприан, прозрев, отрекся от дел диавола, исповедал все местному епископу Анфиму, отдал ему на сожжение все свои книги и умолял совершить над ним Святое Крещение.
Он изменил свою жизнь, через семь дней после крещения его поставили во чтеца, через двадцать дней – в иподиакона, через тридцать – в диакона, а через год рукоположили в иерея. Скоро он был поставлен епископом и в этом сане проводил такую святую жизнь, что сравнялся со многими великими святыми.
Во время гонений на христиан при императоре Диоклитиане Киприана и Иустинию оклеветали, посадили в темницу, потом велели мучать. После этого их бросили в котел, но кипящий котел не причинил им никакого вреда. В конце концов их осудили на усечение мечом в 304 году. Частица мощей святой Иустинии пребывает в храме Минской иконы Божьей Матери.